Проект "Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ" (Фонд президентских грантов)
Краткое описание
Союз женщин Чувашии ведет активную работу по направлению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, где особое внимание уделяется социальной адаптации детей-инвалидов, поддержке семей с детьми-инвалидами. Одним из таких положительных примеров можно назвать успешно реализованный проект-победитель 2018-1 «ОСОБЫЕ-РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ»- творческая семейная мастерская-студия для детей с ОВЗ как средство образовательной и социальной инклюзии.
В этот раз мы реализовали проект "Чудо-теплица"- интерактивная бизнес-школа по ведению тепличного хозяйства для детей с ОВЗ. Инновационность, уникальность проекта налицо, потому что подобной практики в Чувашии еще нет. Его значимость - бесспорна! Социальная адаптация детей в рамках проекта напрямую связана с получением практических профессиональных навыков, с реальной перспективой занятости и трудоустройства.
Суть проекта: внедрение факультативных занятий для особенных детей и их родителей, разработка программы занятий по развитию школьного тепличного хозяйства с параллельным проведением курсов по основам семейного предпринимательства в области растениеводства на базе двух коррекционных школ.
Целевая аудитория проекта: дети с ОВЗ (13-18 лет), их родители.
Дети с ОВЗ: нарушение опорно-двигательного аппарата; легкая умственная отсталость (после окончания школы у определенного % детей данное нарушение снимается).
Главный партнер проекта - Некоммерческое партнерство "Технопарк "Интеграл. В проекте также будет задействован крупный тепличный комплекс.
Цель
- Создание дополнительного эффективного инструмента (курса факультативных теоретических и практических занятий с возможностью он-лайн обучения и на территории пришкольной инфраструктуры) для социальной адаптации и интеграции в общество детей с ОВЗ, вовлечение родителей с детьми с ОВЗ в семейный бизнес (в конкретном случае: растениеводство).
Задачи
- Разработать учебно-методические материалы и учебные планы для внедрения в учебный процесс школ факультативных занятий по растениеводству и предпринимательству для детей с ОВЗ и их родителей
- Согласовать план реализации проекта со всеми партнерами, заключить договорные отношения
- Осветить план мероприятий проекта - СМИ, грантодатель, общественность, работодатели, коррекционные школы, семьи с детьми с ОВЗ
- Разработать типовые проекты теплиц (для школы, для семьи) и установить теплицу в БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» Минобразования Чувашии
- Провести курсы по растениеводству и семейному предпринимательству для детей с ОВЗ и их родителей. Одновременно обучить преподавателей и администрацию школ новым методикам факультативных занятий
- На основе учебно-методических материалов разработать запустить сайт и интерактивные курсы для семей с детьми с ОВЗ и коррекционных школ
- Провести по итогам проекта заочный Конкурс "Чудо-теплица" по номинациям "Лучший проект в области растениеводства", "Лучший бизнес проект" и наградить победителей
- Установить связь с потенциальными работодателями, привлечь интерес работодателей к выпускникам школ с ОВЗ, как к потенциальным полноценным работникам предприятий
Обоснование социальной значимости
В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в Республике действует 15 образовательных учреждений для детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 18 лет.
1. Реализация проекта поспособствует развитию инфраструктуры в коррекционных школах. В Чувашии из 15 образовательных учреждений теплицы установлены только в 4 школах. Нет методик обучения детей с ОВЗ с эффективным применением пришкольных теплиц. Разработанные и апробированные методики по растениеводству и семейному предпринимательству, проект теплицы позволят администрациям школ понять эффективность использования теплиц в учебном и хозяйственном процессе, избежать не верных решений при создании теплиц, возможность обеспечивать школу и детей цветочными культурами, свежей зеленью, овощами и ягодами, проявлять интерес детей с ОВЗ к растениеводству.
2. Реализация проекта позволит расширить навыки выпускников для дальнейшего трудоустройства, привлечь родителей к совместному развитию ребенка в семейном бизнесе. В основном выпускники коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ получают навыки и знания по столярному и по швейному делу. Развитие сельского хозяйства бурно развивается в стране. Проект будет способствовать трудоустройству, более комфортной адаптации детей с ОВЗ в обществе. Для родителей это возможность совместного участия в развитии детей и возможность создания совместного семейного предпринимательского дела.
3. Реализация проекта позволит повысить профессиональный уровень педагогов в школах для детей с ОВЗ и повысить уровень и разнообразие факультативного обучения в школах.
4. Реализация проекта позволит с минимальными затратами распространить полученный опыт в аналогичные учреждения по всей России и в семьи с детьми с ОВЗ через он-лайн сервис интерактивных курсов по растениеводству и семейному предпринимательству, людям с ОВЗ - проверить себя и свою "жилку" в предпринимательстве.
5. Реализация проекта позволит усилить кооперацию школ для детей с ОВЗ с потенциальными работодателями, что даст возможность сотрудничать всем участникам и после реализации проекта.
6. Возможное решение возникших вопросов по трудоустройству в связи с пандемией и другими нестандартными ситуациями в стране.
География проекта
Чувашская Республика: 1. Город Новочебоксарск, БОУ "Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Минобразования Чувашии; 2. Город Чебоксары БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» Минобразования Чувашии. 3. Интерактивный курс обучения через сайт для семей и коррекционных школ по всей России
Целевые группы
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- дети с ОВЗ (от 13 до 18 лет)
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- дети
- дети с легкой умственной отсталостью
- Родители детей с ОВЗ
- Педагоги и воспиатели школ для обучения детей с ОВЗ
Итоги
1 этап
Для визуальной идентификации проекта, дальнейшей его узнаваемости командой проекта был разработан логотип. Логотип размещается на информационном баннере проекта на сайтах Грантополучателя, генерального партнёра, школ, участвующих в проекте, а также логотип размещается на учебно-методической литературе, выпускаемой в рамках проекта.
На первом этапе реализации проекта «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» была разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» (далее – «рабочая программа»). Рабочая программа включает в себя два курса внеурочной деятельности, которые проходят параллельно: 1. Развитие школьного тепличного хозяйства; 2. Основы семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ (совместно с родителями, законными представителями детей).
Обучение по разработанной программе будет проводится на базе 2 пилотных школ Чувашии: Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и Бюджетное общеобразовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Кроме теоретических и практических занятий в программу включена экскурсия на АО «Агрофирма «Ольдеевская», онлайн встреча с успешными предпринимателями с ОВЗ из города Владивосток, а так же виртуальная экскурсия в город Владивосток в кузницу творческих предприимчивых детей с ОВЗ – социальную меди студию «Благое дело», запланирована бизнес-игра «Первые деньги» от Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Рабочая программа была направлена на рецензирование в Бюджетное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и получила положительную рецензию от д.ф.н. Исаева Юрия Николаевича .
Целью разработанной рабочей программы является не только повышения уровня практических и профессиональных навыков у детей, но и повышение профессионального уровня педагогов в школах для детей с ОВЗ. Преподавать программу курса «Развитие школьного тепличного хозяйства» будут штатные педагоги общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно, а программу курса «Основы семейного предпринимательства в области растениеводства» после консультаций и под присмотром опытных наставников в предпринимательстве (совместно с бизнес-наставником), тем самым и педагоги приобретают новые знания и обучаются новым инновационным методам преподавания внеурочной деятельности школьников.
С целью эффективного преподавания рабочей программы преподаватели коррекционных школ (БОУ Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.) Куракина Изольда, Зарева Наталия, Волкова Людмила, Стрекалова Ольга, Чернова Инесса, Гусева Любовь 14 декабря 2020 года ознакомились с учебно-методическими материалами рабочей программы, прошли обучение. В рамках обучения, школам была передана учебная литература, в том числе на флеш-носителе.
Практические занятия по программе курса «Развитие школьного тепличного хозяйства» предусматривают в том числе работу детей в школьной теплице. В БОУ Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики теплица есть (была построена силами НП «Технопарк «Интеграл» еще в 2018 году), а в БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики теплицы нет. С целью разработки проекта школьной теплицы для детей с ОВЗ, в том числе для детей, передвигающихся на коляске в проект был привлечен партнер - компания «ЭЛМАФ» (экспериментальная лаборатория малых архитектурных форм), которая работает по всей России и СНГ. Теплица спроектирована на винтовых сваях. Для удобства передвижения инвалидных колясок в конструкцию заложены пандусы и поручни, согласно ГОСТам, а так же распашные двухстворчатые двери - для удобства въезда и выезда детей. Настил будет выполнен из террасной доски, которая обладает влаго-, термо- и износостойкими свойствами. Теплица будет оборудована светильниками со степенью защиты IP54, что позволит работать в теплице в любое время суток, а для комфортного пребывания в жаркое время года предусмотренно автоматическое проветривание при помощи термоприводов на специальных окнах-форточках. В дополнение ко всему, специально разработаны разноуровневые столы-ящики, с помощью которых можно зонировать площадь всевозможными способами.
Весь процесс реализации первого этапа проекта «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» освещался
- в социальных сетях
Инстаграм Союз Женщин Чувашии
Инстаграм БОУ Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Инстаграм БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
- на сайтах
ЧРОО «Союз Женщин Чувашии»
НП «Технопарк «Интеграл»
БОУ Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
-Разработан типовой проект 1 теплицы. Теплица спроектирована на винтовых сваях. Для удобства передвижения инвалидных колясок в конструкцию заложены пандусы и поручни, согласно ГОСТам, а так же распашные двухстворчатые двери - для удобства въезда и выезда детей. Настил будет выполнен из террасной доски, которая обладает влаго-, термо- и износостойкими свойствами. Теплица будет оборудована светильниками со степенью защиты IP54, что позволит работать в теплице в любое время суток, а для комфортного пребывания в жаркое время года предусмотренно автоматическое проветривание при помощи термоприводов на специальных окнах-форточках. В дополнение ко всему, специально разработаны разноуровневые столы-ящики, с помощью которых можно зонировать площадь всевозможными способами.
-Разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» (далее – «рабочая программа»). Рабочая программа включает в себя два курса внеурочной деятельности, которые проходят параллельно: 1. Развитие школьного тепличного хозяйства; 2. Основы семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ (совместно с родителями, законными представителями детей). 6 преподавателей ознакомлены с учебно-методическими материалами.
-Более 5 раз размещена информация о ходе реализации проекта на официальном сайте ЧРОО "Союз женщин Чувашии", на официальном сайте Союза женщин России со статусом СМИ, в сети instagram Союза женщин Чувашии, на официальном сайте и в сети instagram БОУ Чувашской Республики «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, на официальном сайте и в сети instagram БОУ Чувашской Республики «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
-Для детей с ОВЗ: - повышение уровня практических и профессиональных навыков; - расширение диапазона возможностей для реализации своих творческих и бизнес-инициатив во время учебного процесса и после окончания школы; самореализация; - социальная адаптация в обществе; - последующее трудоустройство; -
-Для педагогов учебных заведений для детей с ОВЗ – повышение уровня профессиональных знаний педагогов, приобретение новых форм и методик работы профессиональных педагогов с детьми с ОВЗ (прошли обучение 6 педагогов).
-Для образования и учебных заведений для детей с ОВЗ: -повышение образовательного уровня учебных заведениях для детей с ОВЗ; - улучшение материальной базы пилотных школ (разработан проект пришкольной теплицы); -появление адаптированной учебной программы для детей с ОВЗ по тепличной и предпринимательской деятельности (рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ»); - налаживание прямых контактов с бизнесом и общественными организациями (ООО «ЭЛМАФ», АО Агрофирма «Ольдеевская», Чувашское региональное отделение «Опора России» (потенциальным спонсором, работодателем, консультантом).
Информация, указанная Вами в данном разделе отчета, будет доступна для посетителей сайта оценка.гранты.рф (в том числе для представителей СМИ).
2 этап
-В январе 2021 год в 7-9 классов в Новочебоксарской общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Чебоксарской общеобразовательной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2 начались курсы по основам семейного предпринимательства в области растениеводства и развитию школьного тепличного хозяйства в рамках программы внеурочной деятельности «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ», согласно разработанной учебной программы (разработана, утверждена и прошла рецензирование в БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии на 1 Этапе проекта).С января 2021 года по май 2021 года было проведено 57 теоретических и практических занятий. Занятия по растениеводству и предпринимательству шли параллельно и во многом перекликались с друг другом. Дети изучали этапы разработки бизнес-плана и плана мероприятий на примере плана посадки овощных и цветочных культур. Курсы по растениеводству и предпринимательству преподавали штатные педагоги общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья после консультаций и обучения под присмотром опытных наставников в предпринимательстве, тем самым и педагоги приобрели новые знания по основам семейного предпринимательства и новые инновационные методы преподавания внеурочной деятельности школьников. Кроме теоретических знаний школьники:- побывали на экскурсии в крупной тепличном хозяйстве Чувашии Агрофирма «Ольдеевская».Дети познакомились с условиями выращивания овощных культур .Узнали, как выращивают рассаду в кокосовом субстрате, которую привозят из Шри-Ланка. Работники теплицы рассказали обучающимся об автоматизированных способах ухода за рассадой и овощными культурами, способами опыления растений с помощью шмелей и пчел. - провели онлайн конференцию с предпринимателем с ОВЗ из города Владивостока Приморского края Сергеем Точеным. Несмотря на то, что у Сергея Точеного нет кистей обеих рук, это нисколько не мешает ему быть успешным предпринимателем. После конференции дети приняли участие в написании эссе по итогам прошедшего мероприятия. - провели видеоурок «Видео-знакомство с успешными предпринимателями из города Владивосток и виртуальное путешествие в студию детского ремесла «Благое дело» (руководитель Геннадий Андропов).Предприниматели из города Владивостока Мария Бойко и Дарья Назаренко рассказали, как они начали развивать свой бизнес и с какими трудностями они столкнулись. В видео на основе афоризмов Джона Дэвисона Рокфеллера дети узнали какими качествами должен обладать успешный предприниматель - терпение, настойчивость, общительность, благочестием. В конце ребята заглянут в гости в студию детского ремесла "Благое дело" из города Владивостока. - Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» провело бизнес игру «Первые деньги». Обучающимся представилась возможность в игровой форме повысить свою финансовую грамотность, исследовать собственные умения и навыки в области предпринимательства, проявить и реализовать свои инициативы. Обучение проходило совместно с родителями, дома дети заполняли с родителями тетради по проекту «Чудо-теплица»,тем самым так же приобщались к проекту. В конце учебного года Чувашское отделение Союза садоводов России подарило всем ученикам комплект семян для посадки. Всего в рамках проекта на базе пилотных школ обучение прошло 101 ученик совместно с 143 родителями Журнал учета работы по программе курсов прилагается .К преподаванию курсов были привлечены штатные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию и привлеченные специалисты в области предпринимательства. Так же на уроках присутствовали на безвозмездной основе штатные психологи, которые совместно с учителями отвечали на вопросы учеников, давали консультации и рекомендации педагогам. Было оказано 114 консультаций детям и выдано114 рекомендаций штатным педагогам в рамках проведенных курсов. В рамках проекта на приусадебном участке Чебоксарской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2 была спроектирована, изготовлена и смонтирована пришкольная теплица. Проектирование и установку взяло на себя компания «ЭЛМАФ». Теплица спроектирована на винтовых сваях. Для удобства передвижения инвалидных колясок в конструкцию заложены пандусы и поручни. Настил выполнен из террасной доски, которая обладает влаго-, термо- и износостойкими свойствами. Теплица оборудована светильниками со степенью защиты, что позволит работать в теплице в любое время суток, а для комфортного пребывания в жаркое время года предусмотрено автоматическое проветривание при помощи термоприводов на специальных окнах-форточках. В дополнение ко всему, специально разработаны разноуровневые столы-ящики, с помощью которых можно зонировать площадь всевозможными способами. В теплице предусмотрены грядки в виде разноуровневых ящиков 2 типов. Такие ящики не только выглядят эстетично, но они удобны для детей колясочников. Объем грядок достаточен для выращивания не только стандартных овощей (перцы, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки), но и для выращивания арбузов. В Новочебоксарской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теплица была построена в 2017 году силами НП «Технопарк «Интеграл». Компания «ЭЛМАФ» взяла на себя монтаж освещения в готовую теплицу и укладку настила в теплицу из ДПК. В день празднования юннатского движения в России 15 июня 2021 года запустился в работу сайт Чудо-теплица(https://chudo-teplica.ru/). Дата 15 июня для запуска сайта выбрана не случайно, целью социального проекта «Чудо-теплица» является социальная адаптация детей коррекционных школ путем получения новых трудовых знаний и навыков в области растениеводства, а так же развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предпринимательских навыков в сфере растениеводства, в том числе через механизм самозанятости. И это во многом перекликается с целями и задачами юннатского движения.Сайт Чудо-теплица - эта площадка, созданная с целью помочь детям коррекционных школ освоить азы растениеводства и садоводства, стать более предприимчивыми и коммуникабельными в обществе. Так же была выпущена мобильная версия сайта. И мобильная и компьютерная версия сайта имеет версию для слабовидящих.По состоянию на 5 августа года уже выдано 207 сертификатов. Обучение идет постоянно, безвозмездно, в сентябре, после каникул планируется обучить онлайн большее количество детей.
Каждый желающий, обучающиеся коррекционных школ РФ и жители любой точки мира могут поучаствовать в обучающих курсах, представленных на сайте. После прохождения курса по Основам семейного предпринимательства каждый участник получает Сертификат.
С одного компьютера и мобильного устройства можно получить только один сертификат. Курсы ученики коррекционных школ в большинстве случаев проходили совместно с родителями, бабушками и дедушками.
Разработан сайт по развитию предпринимательства среди людей с ОВЗ: https://chudo-teplica.ru/ Разработан интерактивный он-лайн курс по предпринимательству для людей с ОВЗ, а также по растениеводству. 207 детей самостоятельно прошли он-лайн обучение. Большее количество обученных он-лайн запланировано на сентябрь 2021 года
Изготовлена и установлена 1 теплица на пришкольном участке. Обустроено 2 учебно-опытных участка. Обустроены учебно-опытные участки
Не менее 50 детей с ОВЗ и их родители получили разовую квалифицированную помощь профессионального психолога. Профессиональным психологом было оказано 114 консультации детям и выдано 114 рекомендаций штатным педагогам.Проведены факультативные занятия по развитию школьного тепличного хозяйства в 2 школах, обучено не менее 117 детей. Проведены факультативные занятия по основам семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ и их родителей, обучено не менее 250 детей и родителей.Проведены факультативные занятия по развитию школьного тепличного хозяйства в 2 школах. Обучение прошли 101 ученик. Проведены факультативные занятия по основам семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ и их родителей. Обучено 244 детей и родителей.
Информация, указанная Вами в данном разделе отчета, будет доступна для посетителей сайта оценка.гранты.рф (в том числе для представителей СМИ).
Основные достигнутые количественные и качественные результаты реализации проекта
количество благополучателей, работа с которыми проводилась на регулярной основе 555
количество благополучателей, которым оказана разовая помощь 228
Для детей с ОВЗ: - повышение уровня практических и профессиональных навыков; - расширение диапазона возможностей для реализации своих творческих и бизнес-инициатив во время учебного процесса и после окончания школы; самореализация; - социальная адаптация в обществе; - последующее трудоустройство; - формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих обобщенную информацию для детей о растениеводстве и предпринимательстве с возможностью прохождения дополнительного онлай обучения через сайт «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ».
Для педагогов учебных заведений для детей с ОВЗ – повышение уровня профессиональных знаний педагогов, приобретение новых форм и методик работы профессиональных педагогов с детьми с ОВЗ.Формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих обобщенную информацию о методиках преподавания растениеводства и предпринимательства с возможностью прохождения дополнительного онлай обучения через сайт «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ».
Для образования и учебных заведений для детей с ОВЗ: -повышение образовательного уровня учебных заведениях для детей с ОВЗ; - улучшение материальной базы пилотных школ -появление адаптированной учебной программы для детей с ОВЗ по тепличной и предпринимательской деятельности; - налаживание прямых контактов с бизнесом и общественными организациями (потенциальным спонсором, работодателем, консультантом).
3 этап
12.07.2021 года была объявлена информация о проведении с 12.07.2021 года по 30.09.2021 года регионального заочного конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Чудо фермер» - далее Конкурс. Конкурс проводился согласно разработанного Положения – Приложение 1. Информация о Конкурсе была размещена на сайте chudo-teplica.ru в разделе Конкурсы и акции, информационных порталах партнеров проекта. Информация о проведении Конкурса была распространена также через Министерство образования Чувашской Республики – Приложение 2. Конкурс проводился по 2 номинациям: Лучший проект в области растениеводства (подноминации: Дневник садовода, Экопродукт), Лучшая бизнес идея по растениеводству. В организации работ по Конкурсу приняло участие 20 волонтеров, в том числе сотрудники партнера из Государственного аграрного университета и Чувашского регионального отделения «Союз Садоводов России» – Приложение 3.
В Конкурсе приняло участие 35 детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 13 до 18 лет из 4 школ Чувашской Республики: БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии, МАОУ «Шыгырданская СОШ имени профессора Э.З.Феизова» Батыревского района Чувашской Республики, МБОУ "Тренькасинская средняя общеобразовательная школа" Чебоксарского района Чувашской Республики – Приложение 4. В оценке работ приняло участие жюри, в состав которого входили представители Чувашского государственного аграрного университета, Чувашского регионального отделения «Союз садоводов России», Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, а так же представители малого бизнеса и бизнес-тренеры – Приложение 5.
Работы учеников, принявших участие в Конкурсе — Приложение 6. Кроме презентаций участники Конкурса подготовили собственную продукцию — различные заготовки, изготовленные самостоятельно, как семейный бизнес (хреновая закуска, лечо, консервированные мини-кабачкуи и т. д.), рассказали все этапы создания бизнеса в области растениеводства - от высадки семян до получения конечного продукта, красиво упакованного. Всю продукцию, выставленную на Конкурс приобрело жюри.
Награждение победителей Конкурса прошло в 4 школах, каждая школа организовала собственное мероприятие по награждению победителей и номинантов. Список победителей Конкурса — Приложение 7. Все участники Конкурса получили Сертификаты участия, победители — Дипломы (1,2,3 степени), учителя, подготовившие призеров, а так же партнеры проекта получили Благодарственное письмо — Приложение 8 Форма оформления Дипломов, сертификатов и благодарственных писем. Участники Конкурса, не занявшие места получили поощрительные призы — набор семян зелени для высадки на подоконнике, данные наборы подготовил безвозмездно партнер проекта Чувашское региональное отделение «Союз садоводов России».
На сайте проекта chudo-teplica.ru размещены в общем доступе на безвозмездной основе курсы по развитию школьного тепличного хозяйства, а так же курс по основам семейного предпринимательства в области растениеводства, где непрерывно идет онлайн обучение. Курсы постоянно корректируются, добавляется новая информация на основе пожеланий учеников, прошедших обучение. По состоянию на 05.08.2021 года выдано 207 сертификатов, а по состоянию на 30.09.2021 года выдано 302 сертификата — менее чем за 2 месяца к проекту присоединились 95 детей из различных регионов России. Приложение 9 — Отчет о выданных Сертификатах по состоянию на 30.09.2021 года. Соответственно, так как вся информация, в том числе видео-уроки, размещена на сайте проекта chudo-teplica.ru, было решено отказаться от записи видео-уроков с раздаточными материалами на CD-дисках. Несмотря на завершение проекта, все желающие могут продолжить свое обучение на безвозмездной основе на сайте проекта chudo-teplica.ru, а так же задать интересующие вопросы специалисту в области предприн6имательства либо агроному.
В связи с запретом на проведение массовых мероприятий в школах Чувашской Республики было принято решение о проведении награждения в каждой школе отдельно. Таким образом, проведено награждение победителей заочного конкурса в 4 школах, мероприятие посетило 35 детей, 4 учителя, подготовивших призеров, 4 административных работника школ, которые принимали участие в мероприятии награждения. Приложение 10 — Фотографии награждения победителей Конкурса.
Вне проекта, по инициативе команды проекта и партнера проекта Чувашского аграрного университета, было проведено пробное обучение детей на базе аграрного университета по трем отраслям: хлебопечение, сыроварение и сити-фермерство. На месте-классах по каждому направлению были закреплены полученные знания https://chudo-teplica.ru/gau В ходе проекта разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов общеобразовательных школ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-теплица: социальная адаптация, самореализация, профессиональные навыки для детей с ОВЗ» (далее – «рабочая программа»). Рабочая программа включает в себя два курса внеурочной деятельности, которые проходят параллельно: 1. Развитие школьного тепличного хозяйства; 2. Основы семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ (совместно с родителями, законными представителями детей). 6 преподавателей ознакомлены с учебно-методическими материалами.
Проведены факультативные занятия по развитию школьного тепличного хозяйства в 2 школах. Обучение прошли 101 ученик. Проведены факультативные занятия по основам семейного предпринимательства в области растениеводства для детей с ОВЗ и их родителей.
Профессиональным психологом было оказано 114 консультации детям и выдано 114 рекомендаций штатным педагогам. Изготовлена и установлена 1 теплица на пришкольном участке. Обустроено 2 учебно-опытных участков. Разработан сайт по развитию предпринимательства среди людей с ОВЗ: https://chudo-teplica.ru/ Разработан интерактивный он-лайн курс по предпринимательству для людей с ОВЗ, а также по растениеводству.
Информация, указанная Вами в данном разделе отчета, будет доступна для посетителей сайта оценка.гранты.рф (в том числе для представителей СМИ).
Проведен заочный конкурс в 2 школах по 2 номинациям, в котором приняло участие не менее 20 волонтеров. Согласно Положения о проведении регионального заочного конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся «Чудо фермер» - конкурс проводился с 12.07.2021 года по 14.09.2021 года. Экспертная оценка работ была проведена 29.09.2021 года. В организации и проведении Конкурса приняло участие 20 волонтеров. В Конкурсе приняли участие обучающиеся из 4 школ. Конкурс проводился по 2 номинациям - Лучший проект в области растениеводства (подноминации: Дневник садовода, Экопродукт), Лучшая бизнес идея по растениеводству.
Проведено награждение победителей заочного конкурса в 2 школах, мероприятие посетило не менее 150 человек.Проведено награждение победителей заочного конкурса в 4 школах, мероприятие посетило 163 ребенок (в награждении принимали участие все ученики, прошедшие обучение в рамках проекта, а так же ученики из классов победителей МАОУ «Шыгырданская СОШ имени профессора Э.З.Феизова» Батыревского района Чувашской Республики, МБОУ "Тренькасинская средняя общеобразовательная школа" ), 4 учителя, подготовивших призеров, 4 административных работника школ, которые принимали участие в мероприятии награждения. Итого в 4 школах мероприятие посетило 171 человек
Выпущен буклет тиражом не менее 150 шт. Записаны видео уроки с раздаточными материалами на CD-R дисках в количестве не менее 150 шт. Буклеты и СD-R диски получили не менее 150 человек.
В связи с эпидемиологической ситуацией и введенными мерами по ограничению распространения коронавирусной инфекции, командой проекта принято решение о целесообразности размещения информации (видеоуроки с материалами, онлай-курсов) не на дисках, а на сайте проекта chudo-teplica.ru, таким образом расширить количество получателей информации. За период с 05.08.2021 года по 30.09.2021 года Сертификаты о прохождении курсов дополнительно получили еще 95 учеников из различных регионов России.
Заявитель отчитался перед Грантодателем. Грантодатель получил учебно-методические материалы, типовой проект теплицы, интерактивный курс. Договор о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества закрыт.